Главная
Прихожая
Кухня
Библиотека
Закрома Родины
Кладовка
Посторонним «В»
Розступіться, люди, бо і в мене спідничка лопотить...


Мой маленький бесТОЛКОВЫЙ словарик
собранный отовсюду понемногу

    БИЖУТЕРИЯ (фр.)- женские украшения (кольца, брошки и т.п.), сделанные не из драгоценных камней и металлов, в отличие от ювелирных изделий,
а из недорогих или искусственных материалов. 

    БИЖУТЕРИЯ СТЕКЛЯННАЯ - достоверно  неизвестно,  где  и  когда изобрели  стекло,  но в третьем тысячелетии  до нашей эры  в Египте уже была
известна стеклянная  глазурь.  С началом производства стекла началось и изготовление стеклянных бус.  Во времена  владычества Римской империи 
Александрия  была  главным  производителем  бус,  бусы  делали  в Византии,  в римских  колониях  бусины  имели  разную окраску, отделывались 
вплавленными в них нитями. Постепенно производство стеклянных украшений достигло Центральной и Северной Европы.  В 14 в. в Богемии появляются
стеклянные  имитации  драгоценных  камней,  в 16 в. бусы  и  ожерелья  стали  делать  в Германии, в конце 17 в. - во Франции. В 18 в. Венеция
прославилась  изготовлением украшений из стекла,  и основной свой доход получала  именно за счет экспорта  изделий из стекла. Бусы в то время
делали полые, сплошные, позже появились рубленые (стеклярус). 

  БИСЕР - мелкие  разноцветные  стеклянные  или  металлические  зерна  различной  формы со сквозными  отверстиями, используется для вышивания
украшения женских нарядов и т. п. Стеклянный бисер изготавливался уже  в 10 в.в. Венеции.  На  Руси так назывались мелкие стеклянные бусы или
мелкие пронизи для уборов (кокошник, сорока), украшений (поднизи, рясна, ожерелья), для различных женских работ. В различной литературе можно
встретить более двадцати определений понятия «бисер».

Бисер (от арабского «бусра», мн.ч. «бусер» - стеклярус) - мелкие круглые или многогранные бусинки из прозрачного или цветного стекла с отверстиями для низания. Из нитей бисера еще в Древнем Египте плели ожерелья и ткали части одежд. Венеция, переняв в Х в. от Византии секрет производства бисера, поставляла его во многие страны мира. М.В.Ломоносов в середине XVIII века основал производство русского бисера. Эмалевый блеск и мерцание зернистой поверхности придают особую живость богатым градациям цвета в плетенных из бисера сумочках, кисетах, чехлах (для сосудов, чебуков, тростей), а также в многочисленных сюжетных вышивках - панно. После 1860-х гг. искусство шитья из бисера развивается лишь в народных промыслах, которые освоили его в середине XIX века.
Бисер - мелкие стеклянные бусы или мелкие пронизи, для уборов и украшений низками, также для разных женских работ. На церковном языке - жемчуг.

  БИСЕРНИК - русская девичья головная повязка, поднизь, любая вещь, снизанная из бисера.

  Бисерный воротник - изделие  из  бисера, пришиваемое  или пристёгиваемое к вороту одежды. Принято называть любое шейное украшение, имеющее
причудливую форму, воротником.

  БРАСЛЕТ (фр.) - украшение,  обычно  носимое  на запястье,  либо  в  виде цельного   большого  кольца из металла, кости и т. п., либо в виде
отдельных, соединенных  между собой  частей. Был  известен  уже в глубокой древности, изготавливался из самых  разных  материалов, имел самые
разнообразные формы. Был популярен во времена  античности, в эпоху же средневековья, когда руки перестали оголять исчез из моды, сохранившись
разве что в Италии, следовавшей античным образцам. Мода на браслеты вернулась в эпоху  Возрождения  в Северной  Европе золотые  ободки  стали
носить поверх рукава, на юге золотые и жемчужные браслеты украшают оголенную руку.
  В середине 16 в. браслеты становятся особенно популярными, их усыпают  драгоценными камнями и жемчужинами,  украшают эмалью. В 17 в., когда
были модны рукава рюшем и узкие манжеты, о браслете забывают, изредка появляются скромные браслеты из жемчуга, или золотые украшенные изнутри
эмалью.  Не вспоминали  о нем  особо и в эпоху рококо.  Когда было модно носить  на руке жемчужную нить в несколько рядов, или черную ленту с
портретным медальоном. В конце 18 в. появились золотые ободки, на руке носили от одного до трех таких украшений. 
  В эпоху  классицизма  популярными становятся  браслеты  с камеями,  во времена романтизма -  отделанные филигранью или сплетенные из волос.
В 30-40х гг. 19в. появилась мода на парные браслеты с драгоценными камнями в оправе, отделанной филигранью.  Исключительно элегантные образцы
этого вида украшений создаются в эпоху модерна, когда оригинальность формы соперничала с изяществом дорогой отделки. Браслеты из кожи дерева,
кости, пластмассы и многого другого в сочетании с разнообразными брелоками стали непременной составной частью и нашей сегодняшней жизни.

  БРОШЬ (фр. - кельт.) - украшение,   прикалываемое   к   одежде.   Брошь, в  современном  понимании  слова появилась в 17 в. Введение брошей
приписывают мадам де Севинье (1626-1696). Эта застежка отличается от своих предшественниц  - фибул и аграфов - как богатством оформления, так 
и местом прикрепления. С помощью броши можно было не только скрепить ворот или прикрыть вырез, но и подчеркнуть декольте обнаженную шею. 
  В 18 в были модны броши,усыпанные бриллиантами, в виде букетов, лент, сплетенных ветвей, к концу века появляются круглые или овальные броши
-портреты в золотой  оправе с жемчужной  каймой 18-19 вв. -  это миниатюры,  геммы,  мозаика, веджвудские пластинки  (бело-голубые рельефы) в 
скромной оправе. В эпоху ампир особенно модны были броши с камеями. Своего расцвета броши достигли в  эпоху бидермейер  ими  скрепляли  столь
любимые тогда  воротнички и  шейные платки. В эпоху  романтизма появились  броши, в которых можно было хранить  что-либо на память.  В первую
половину 19 в броши украшаются филигранью и зернью с драгоценными камнями.  Во времена  второго рококо  броши стали  делать из  прессованного
золотого листа с цветной перегородчатой эмалью или с камнями. В 60-х гг начали платину, и появились  бриллиантовые броши в платиновой ажурной
оправе.  То появляясь, то  исчезая из моды,  броши  дожили  до наших дней.  К числу  материалов для их  изготовления добавились дерево, кожа,
пластмассы и многое другое.

  БУСЫ - украшение в виде нанизанных на нитку шариков или других мелких предметов. Изделие из нанизанных на нить драгоценных, полудрагоценных
и поделочных камней, жемчуга, янтаря, коралла, кости, стекла, пластмассы, фарфора, дерева. Материал, из которого изготавливаются бусы, обычно
определяет  и  название, и  форму  бусин, и  способы их  получения.  Стеклянные бусы собирают из цветного гладкого и граненого бисера в форме
цилиндра или кольца. Бусины из  жемчуга  одной  формы и часто одного размера составляют жемчужные бусы. Янтарные бусины шаровой, овальной или
многогранной формы с полированной поверхностью применяют для изготовления янтарных бус. Бусины коралловых бус бывают круглой и овальной форм,
но чаще всего в виде палочек разной длины.  Бусины металлических бус могут быть пустотелыми, ажурными, разных форм и размеров, с декоративной
отделкой и без нее. Бусины костяных и деревянных бус вытачивают на станках, украшают резьбой.

  ГАЙТАН - низаный шнур или тесьма, имеющие какое-либо композиционное завершение: кулон, подвеску или гривну.

  ГРИВНА - шейное украшение с медальоном, ладанкой или образком.

  МЕДАЛЬОН - ювелирное изделие в форме овальной или круглой коробочки со вставленным в него изображением. Особое украшение по назначению очень
схожее с кулоном.  Они бывают  овальной,  круглой,  прямоугольной  и других форм;  в виде  футлярчика, куда помещена  фотография. Изготовляют
медальоны из  сплавов  драгоценных  и недрагоценных  цветных  металлов  с применением  различных  приемов художественной отделки. Цепочки для
медальонов используются такие же, как и для кулонов. 
  Различают медальоны открывающиеся и неоткрывающиеся. Первые состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри такого медальона
обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят из двух половинок,
но они спаяны между собой.

  КОЛЬЕ  (буквальный перевод с французского: ошейник)  -  ожерелье  из  драгоценных  камней  или  жемчуга,  но не  свободно висящее, а плотно
обхватывающее шею. Колье от бус отличается более крупными звеньями различной формы, которые обычно расположены в центре, а к краям эти звенья
постепенно уменьшаются. Застегивается колье замочком, который может  иметь декоративные украшения в зависимости  от фасона колье. Это женское
шейное  украшение,  состоящее из  гибкого или  жесткого  металлического  обруча или  обычной цепочки,  или шелкового (капронового) шнура, или 
ошейника  из резины и акцентированных  в центральной части  одного, двух,  трех, четырех элементов декора, изготовленных из металлических или
неметаллических «ювелирных» материалов.

  КУЛОН - Представляют собой одну подвеску  (возможны разнообразные художественные композиции)  на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной
ленте, на шерстяных, капроновых или шелковых нитей, специальных сортов резины.  Долгое время кулон считался исключительно женским украшением,
но в наши дни он все чаще стал  употребляться и как украшение для мужчин.  Цепочки кулонов изготавливают из сплавов платины, золота, серебра,
недрагоценных  металлов.  В  качестве  материала  для  подвесок  кулонов  используются  драгоценные  и  недрагоценные  металлы,  драгоценные,
полудрагоценные, поделочные, искусственные и  органические камни, кость,  пластмасса,  стекло, дерево, фарфор, ракушечник.  Подвески  кулонов
могут быть различных форм, размеров, разнообразно декорированные: гладкие с рисунком, со вставками, ажурные, с гравировкой, чеканкой, чернью,
эмалью, филигранью, финифтью. Очень изящное женское украшение, которое также может состоять в композиции с серьгами. 

  Кулон - крупный драгоценный камень, свисающий с цепочки или на ожерелья.

  НИЗАНЬЕ - нанизывание жемчужин или бисеринок на нити, образующие сквозной узор.

  ОЖЕРЕЛЬЕ - нить из жемчуга или цветных  драгоценных камней.  Это  женское  шейное украшение, выполненное в виде гибкого или жесткого обруча
(ошейника), сплошного или звенчатого,  или цепочки со вставками,  близкими,  а чаще одинаковыми между собой по размерам,  материалу,  форме и
художественному  оформлению и  равномерно  расположенными  по всему  периметру  обруча (цепочки).  При изготовлении ожерелий используют те же
материалы, что и при изготовлении колье. Роль подвесок в ожерелье выполняют именно бусинки, которые могут быть как дорогостоящими, так и нет.

  САЖЕНЬЕ - пришивание на ткань жемчужин или предварительно нанизанного на нить жемчуга, бисера. 

  ФЕНЕЧКИ - браслетики, сплетённые из бисера.


размеры наиболее используемого бисера:

Диаметр бисера
4 мм
3,3 - 3,5 мм
3 - 3,2 мм
2,5 - 2,8 мм
2,2 - 2,4 мм
2 - 2,1 мм
1,8 - 1,9 мм
Номер бисера
5/0
6/0
7/0
8/0
9/0
10/0
11/0

© la Risee, 2009

Хостинг от uCoz