Главная
Прихожая
Кухня
Библиотека
Закрома Родины
Кладовка
Посторонним «В»
Розступіться, люди, бо і в мене спідничка лопотить...


Экскурс в историю


     История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины непосредственные предшественники бисера украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы. Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.
     В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».
     Так, почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.

Самые древние cпособы производства стеклянного бисера

     Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».
     Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику,причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.
     Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.

Римская империя

     Co временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н.э. появилось полупрозрачное стекло, а в 1в. до н.э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
     Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в 1в. до н. э. в Александрии — новом городе, заложенном Александром Македонским на. юго-восточном берегу Средиземного моря, в западной части дельты реки Нила, был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
     С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки- понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера.Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.
     Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.

Венеция — центр бисерного производства

     В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — территория нынешней Франции,Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на Западную, во главе с Римом, и Восточную, названную Византией, во главе с Константинополем, центр стеклоделия в конце Vв. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIIIв. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVIIвв., а в XVIIIв. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.
     На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
Перчатки императора Фридерика II. Рубины, сапфиры, бисер, вышивка золотом. 1220 год, Сицилия      В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных .стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. Под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.
     Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIIIв. во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XVв. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIIIв.
     Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.       После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI—XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию.

Германия

     В конце XVIIIв. началось изготовление бус и бисера в Германии. Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В начале XVIIIв. в Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы — уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Чехия), где издавна существовало производство стекла.

Чешское стеклоделие

     Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам.      Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца. В 1548г. в городке Мшено-над-Нисой был основан первый стекольный завод, а в 1760г. в Яблонец-над-Нисой прибыли первые иностранные купцы.
     В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию стекла, в состав которого ввели вместо соды, секреты изготовления которой строго соблюдали венецианцы, древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название лесное стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в Х—XI вв. немецкие стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XIIв. использовали золу папоротника.
     Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIIIв. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIXв., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Современные способы изготовления бисера

     Во второй половине XIXв. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость.
     На смену вертикальным дискам для разрезания стеклянных трубок в 1890г. пришел вырубной пресс в виде гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно большую связку трубочек. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавшим во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.

Бисер из металла

      Родиной бисера из золота, серебра, стадии других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер использовался значительно реже.

Бисер на Руси

      Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н.Н.Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
      На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IVвв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IXв. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.
     Если при раскопках курганов VIII—XIвв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XIIв. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.
     Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVIв. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами, — вывозились во многие города России и в Турцию. В Начале XVIIв., в 1635г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.
     В 1668г. строится второй, Измайловский, завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.
     Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла.
     После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.
     В XVIII—XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.
     На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
     С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 году только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 году — уже 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.
Женский головной убор. Вышивка бисером и жемчугом. 1700 год, Россия      В 1752 году М.В.Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от Сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».
     Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т.п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме.      В 1765 году, после смерти М.В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.
     Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле .
     Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, изобрели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья вприкреп . Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название французские обои. Этими обоями был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
     Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный поневный, состоящий из рубахи, поневы и сороки . Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
     Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).
     Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
     В конце XVIII — XIX в. увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивки, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран в России изделия из бисера почти не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. Именно так поступили при вышивке мельчайшим бисером трехметровой обивки дивана, которая хранится в Историческом музее в Москве. Причем наиболее сложные и ответственные участки — вышивку роскошных букетов и птиц — выполняла, по-видимому, сама хозяйка. Крепостным помощницам доверяли вышивку однотонного фона. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
     Изысканный узор и очень мелкий, ровный, разнообразный по цвету материал выдают авторов из обеспеченной среды. Они могли себе позволить приобрести дорогой бисер в нужном количестве, тончайшие английские иголки для него, заграничные трафареты с рисунками. Тогда большинство рисунков для вышивки и для других рукоделий попадали в Россию из Германии и Франции. И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или использовались в домашнем обиходе.
     Интересовались бисерным рукоделием и мужчины. Юный Лермонтов в 1827 г. пишет своей тете Н.А. Шангирей: «Катюше в знак благодарности за подвязку посылаю (...) бисерный ящик моей работы». А. Б. Мариенгоф упоминает «...ночные туфли, вышитые бисером и купленные еще в Нижнем Новгороде у рукодела-монаха Печерского монастыря».
     Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин! Область применения этого материала оказалась очень широкой — от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и в императорских. Пример тому — стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова.
     Среди этого разнообразия встречаются удивительные предметы. Например, чехольчик для мела. Оденешь бисерный чехольчик на мелок — и красиво, и руки не пачкаются. Или грецкий орех, покрытый бисерным орнаментом, — основа для клубка, которую и под нитками-то не видно. Или необыкновенное сооружение — подставка для чепчика.
     Очень изобретательны по части нарядных безделушек были наши прапрабабушки. Многие, читая «Мертвые души» Н.В. Гоголя, воспринимают как шутку его слова о том, что в доме Маниловых «ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: Перочистка, чернильница и карандаш. 1820—1840-е гг. какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку». Забавная выдумка — «бисерный чехольчик на зубочистку»! Но в Эрмитаже хранится именно этот предмет, связанный крючком в 1820— 1830 гг. И не просто чехольчик, а с премиленьким орнаментом и крышечкой!
     Часто бисерные безделушки предназначались мужчинам. Л.Н. Толстой в «Чудаках» пишет: «Алексей Алексеевич, довольный миром, сидел дома в вышитых бисером туфлях и курил трубки». Да и чубук трубки тоже мог быть украшен бисером. У М. Ю. Лермонтова в «Тамбовской казначейше» читаем:

К окну поспешно он садится,
Надев персидский архалук;
В устах его едва дымится
Узорный бисерный чубук.


     В Эрмитаже хранится трубка М. И. Кутузова с разборным бисерным чубуком, все части которого выполнены дочерьми фельдмаршала. В орнамент вышивки они включили свои имена.
     Случалось, в бисерных изделиях красовались и четвероногие друзья, Л.Н. Толстой в повести «Детство» писал: «...в бисерном ошейнике, побрякивая железкой, весело вбежала Милка».

«Золотой век» русского бисера.

     В начале XIX в. «бисерная лихорадка» из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX в., когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
     Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят бусы и подвески, ожерелья и воротники крестьянок. Их произведения сделаны из крупного, тусклого бисера и далеко не так изящны. Но сколько фантазии и творческой смекалки проявляли мастерицы, создавая свои изделия из подручного материала, соединяя, казалось бы, несовместимое. В ход шло все, что было под рукой: от жемчуга и экзотических раковин каури до пуговиц, цветных ниток и кусочков ткани.
     Сейчас трудно представить, как среди многочисленных забот крестьянки умудрялись находить время и силы для того, чтобы украсить себя и свой быт. Ведь хозяйство было почти натуральным: печь затопи, воды принеси, скотину накорми, за детьми присмотри, хлеб испеки, масло сбей, пиво свари, некрашеный пол помой, да еще огород... И, прежде чем одежду сшить, надо лен вырастить или шерсть настричь, обработать, нить спрясть, ткань соткать... И несмотря на это, темными зимними вечерами при тусклом свете лучины, а позднее керосиновой лампы творили крестьянки чудеса: вышивали полотенца, плели кружева, вязали из бисера бусы-змейки, низали ожерелья. И делали еще многое такое, что, увидев сегодня в экспозиции русского национального костюма, не знаешь, как назвать и к чему приложить.
     Большая удача — возможность подержать и рассмотреть старинные изделия из бисера. В некоторых семьях хранятся такие реликвии. Можно взять в руки и предметы, выставленные на продажу в антикварных магазинах. Разглядывая узор, технику исполнения, чувствуешь руку мастерицы. Видно, из какого она сословия, каков был ее достаток, уровень мастерства. Бывают заметны возникшие в работе трудности и интересные решения по их преодолению. Как ни странно, огрехи в работе не портят общего впечатления. Они подчеркивают рукотворность изделия, неповторимость. Это работа для души, на радость себе и близким. Иногда рисунок дополнен символами, гербами или текстом с добрыми пожеланиями будущему владельцу вещицы. Часто вещи бывают потерты, изношены — значит, ими пользовались.
     Старинные работы так красивы и так не похожи на то, что окружает нас сегодня! Они служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приемов, техники исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный колорит. Опыт прошлого успешно уживается с последними достижениями науки. Сегодня созданы специальные программные средства, которые позволяют моделировать изделия, учитывая все особенности формы и цвета.
      К середине XIX столетия интерес к бисеру снова затухает, но с начала XX века, вплоть до Первой мировой войны, бисер опять становится популярным при отделке вечерних туалетов.
     Украшения из бисера были известны далеко за пределами России. Они экспонировались на международных выставках, ярмарках, подавались в Австрии, Англии, Америке, Германии, Франции. На наших образцах обучались рукодельницы стран Европы. Центрами по работе с бисером были женские монастыри.
     В последующие годы отмечаются разрозненные попытки энтузиастов возродить незаслуженно забытое искусство. И на наш взгляд, в последнее время, начиная с 90-х годов прошлого века, интенсивно развивается техника бисероплетение, современные технологии отличает сочетание традиционных приёмов и новых оригинальных форм. Участие в выставках всё большего числа народных мастеров, создание новых школ бисероплетения, появление многочисленных публикаций посвященных бисерному рукоделию, доказывает жизненность незаслуженно забытого народного искусства, в том числе его применение в церковном убранстве.

Виды работ из бисера.

     Встречаются различные виды работ из бисера.Низание - плетение из бисера началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину. Со временем эта техника развилась, такие изделия получались всё более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению.
     В настоящее время к этому виду бисерного искусства особый интерес. В технике низания выполняются различные украшения, в том числе и церковные, стилизованные под них гайтаны, воротники, бисерные воротники, колье, ожерелья, композиции, объёмные изделия , в том числе пасхальные яйца.
     В наше время широким интересом пользуются фенечки, шнуры, бусы, стоечки, шапочки и хайратнички, заколки, брошки, игрушки.
     Ткачество.Оно выполняется на специальном станке. Техника выполнения таких изделий не сложная, но требует терпения и внимания. Это старинная техника изготовления изделий. Для тканья используются узоры и рисунки вышивок крестом или тексты и орнаменты, нарисованные на бумаге в клетку.
     Вышивка бисером. Техника вышивки бисером известна давно. Как только появился бисер, рукодельницы стали использовать этот материал в древнем искусстве.
      Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях:

На горе той стоит ёлочка,
Под горой стоит светёлочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горнице,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела, красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.

     Вышивки XVIII - XIX веков выполнены разными нитками. Иногда их дополняли блёстками, бисером. Бисером вышивали кокошники, нарядные ленты, которые надевали на голову крестьянские девушки и женщины в праздничные дни. Обычно такой головной убор в крестьянской семье передавался по наследству. Такой же дорогой вышивкой украшали одежду бояр и царской семьи, позднее дворян; церковных служителей.
     Но одежда, расшитая бисером, была очень тяжёлая, неудобная. Поэтому в конце XIX века её стали реже использовать, в основном, при изготовлении предметов интерьера, торжественных подарков, в том числе и в церкви и для церкви: бархатных и шёлковых подушек, покрывал, в оформлении икон.
      Вышивка бисером сочеталась с вышивкой серебряными или золотыми нитками, жемчугом, и поэтому делала одежду нарядной и праздничной . Бальное платье, расшитое бисером можно увидеть в приложении. Вышивку бисером можно было встретить в богатых домах, где вышивались целые картины, ризы на иконах, шкатулки, кошельки, иногда бисер покрывал всю обивку мебели и стен комнат.
     В настоящее время возрос интерес к работе с бисером, в том числе и к вышивке предметов церковного обихода: вышитые иконы, оклады к ним, расшитые одежды священнослужителей, панно, картины на церковные темы. Продолжение традиций вышивки бисером на конкретных примерах увидим в практической части исследования.
     Другие виды работ с бисером: вязание и вдавливание бисера в воск. Бисером выкладывали небольшие картины на воске - разогретые бисеринки вдавливали иглой в гладкую восковую пластину, и внешне работа отличалась от вышивки бисером только желтоватым фоном. К сожалению, до нас дошло немного работ на воске, объясняется это недолговечностью, хрупкостью, малой распространённостью.

Церковь и бисерное искусство.

      Издавна повелось украшать церкви и храмы, одежду священнослужителей, в том числе и бисером. В домах находились и картины на религиозные темы, шитые бисером, и предметы культа, украшенные бисером: шитые образа, оклады, оболочки для церковных свеч, пасхальные яйца.
      В собрании Исторического музея можно увидеть несколько икон католического типа, поздней эпохи 40-х годов XIX века, все они содержат примесь золотого бисера: богоматерь, без Младенца, с молитвенно сложенными руками; какая-то мученица с крестом в руке; моление о чаше, где ангел указывает Христу на чашу, в которую вложены орудия страстей. Производство бисерных икон процветало особенно в Киевской губернии, где католическое влияние через Польшу издавна наложило свою печать на предметы православного культа.
      Бисерные иконы православного типа - поздние, чаще всего изображения святых. Бисером вышивались и ризы для икон, но очень редко можно встретить ризы, шитые сплошь одним бисером, обычно бисер смешивался с жемчугом, стеклярусом, бусами камешками для выполнения узора на ризе, а фон накладывается цветной фольгой или материей.
Икона. Вышивка бисером. 1800 год, Россия       Применение бисера в области церковного не ограничивалось только лишь иконами. Он обычно применялся в церковной утвари. Лучшим из всего, что дал церковный бисер, надо признать подставки для свечей: массивные, высокие, одетые бисерным чехлом цилиндры; они вставлялись в большие церковные подставки, а на них уже ставилась свеча или лампада. На этих чехлах расцветает целый сад великолепных цветочных гирлянд: они вьются вокруг символа, или прямо поднимаются вверх, или подвешены, как ламбрекены драпировки. Фон светлый, плоский или в широких полосах, как модные тогда материи. Изредка встречается датировка, краткая молитва, или посвящение, например: «Помяни мя Господи, во царствии твоём».
      В таком же роде бисерными гирляндами вышивались кушаки для священнического облачения. Встречаются бисерные нашивные кресты, все зашитые гирляндой из мелких роз, которые в своё время были на плече или облачении.
      Маленькие бисерные подушечки подкладывались под разогнутую для чтения богослужебную книгу, чтобы не портился переплет. Такие подушечки употребляются и поныне в некоторых раскольничьих церквях.
     Очень редко в укладах монастырского жилья XVIII-XIX века бисер применяется как материал, заменяющий жемчуг, и иногда в сочетании с цветными камнями. Искусство шитья - один из древнейших видов художественного творчества. Это искусство было широко распространено в дохристианский период. Своего расцвета искусство шитья достигло в средневековой Руси. Произведения шиться использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (покровцы на церковные сосуды, одежды священнослужителей, подвесные пелены под иконы, покрова для алтарных престолов и гробниц святых, завесы для царских врат и др.), в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождении людей в дальних поездках, в военных походах (расшитые иконостасы).
      Произведения шитья очень ценились. Об этом говорят многочисленные вклады шитых вещей в крупные монастыри. При дворах князей, бояр имелись свои мастерские художественного шитья - «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Нас это шитье интересует, прежде всего, тем, что одним из излюбленных материалов в шитье являлся жемчуг. Техника жемчужного шитья имеет свои особенности. Предварительно просверленные жемчужные зерна нанизываются на нить, шелковую или льняную, затем прикрепляются к ткани. Жемчужное шитье прочно, долговечно, но очень дорого, поэтому его часто заменяли бисерным.
     Широкое представление о характере русского средневекового художественного шитья дает коллекция Загорского музея-заповедника, сложившаяся из вкладов в Троице-Сергиев монастырь. Значительная часть поступавших в монастырь вещей предназначалась для оформления христианского культа (пелены для одежд святых, архитектурных сооружений, иконографии, плащаницы, покровы и т.д.). С некоторыми примерами можно познакомиться в приложении .
     Были в ходу и пасхальные яйца по деревянной основе, обтянутые вязаным бисерным чехлом. Пасхальные яйца издавна оплетали бисером. Способов приготовления пасхальных яиц великое множество. С некоторыми из них можно познакомиться в приложении.      Часто бисером расшивали плащаницы, которые использовались для оформления торжественных церковных церемоний. Плащаницы сохранились в монастырях, храмах, музеях. В ходе работы познакомились (заочно) с плащаницами Загорского монастыря, с плащаницей, находящейся в государственном музее деревянного зодчества и народного искусства в п. Нижняя Синячиха, с плащаницами Храма-на-Крови (г. Екатеринбург), плащаницей в Екатерининской церкви (г. Алапаевск).

Предметы светского обихода, связанные с христианской религией.,

     Бисер широко применялся и в светской культуре, связанной с церковью. Расшивали картинки, например, деревенского гулянья в Семик перед Троицыным днем; на западных территориях существовали католические церковные изображения – украшения стен благочестиво настроенных людей; бисерные картинки нашивались на ящички церковного назначения, служили предметами подарков духовным особам; характерны изображения Троице-Сергиевой Лавры, храма Покрова (Василия Блаженного) в Москве.
      Существовала и маленькая бисерная литература. Например, по розовой бисерной тесемочке (для шейного креста) вьется узором наивное стихотворение:

На заре птичка воспевала,
А я сию тесемочку работала…

     В Рязанском музее богатое собрание низанных бисером украшений, в том числе, гайтанов для крестов. Дошли до нас и крестьянские нагрудные украшения с крестом. А еще четки-лестовки. Они имеют древнее происхождение и в XIX веке сохранялись лишь в быту старообрядцев. Они представляют собой трехлопастные листики, находящиеся друг на друге и пришитые к петле из узкой рифленой бисерной тесьмы.
     Таким образом, из теоретической части исследования можно сделать вывод, что применение бисера, бисерное искусство имеют длительную и непростую историю. Украшение бисером одно из направлений прикладного искусства, в том числе и церковного. Различные виды работ из бисера применялись и применяются как в светской, так и в духовной культуре: в одеждах священнослужителей, в церковном убранстве, оформлении икон, предметов церковного быта; в домах, где преклоняются богу, для оформления религиозных символов, атрибутов.
     В наше время в церковной культуре сохранены вещи, расшитые бисером давно и созданы новые, использующие традиционные виды и способы шитья.

По материалам книги "Бисер" М. Ляукина

© la Risee, 2009

Хостинг от uCoz